Понтон – универсальное плавсредство
Для перемещения всевозможных грузов по воде, устройства переправ через реки используется такое плавсредство, как понтон.
Где используются понтоны
Понтон, имея положительную плавучесть, используют широко в качестве опор наплавных мостов, а также и переправ. Этот элемент можно установить как на сваях, так и на якорях, а также на металлических опорах. Понтоны соответствуют всем требованиям экологии. В то же самое время изготовление понтонов, +цена и монтаж их обойдется дешевле других плавсредств, выполняющих те же задачи. Причалы, собранные из таких плавсредств, повсеместно используют как швартовки яхт, катеров и других маломестных суден.
Понтоны позволяют легко менять взаиморасположение и количество мест для стоянки суден, исправлять недостатки яхт-клубов, возникших на стадиях проектирования или строительства. К преимуществам понтонов можно отнести и то, что допускается достаточно большое количество раз проводить монтаж и ремонт причалов без ухудшения их свойств, а также без использования тяжелых грузоподъемных механизмов. Понтон благодаря положительной плавучести сможет служить основой для всевозможных плавучих сооружений. Соединяя друг с другом сцепными устройствами, понтоны могут образовывать мосты, перевозные паромы, плавучие опоры. С помощью металлических понтонов строят искусственные гавани и бассейны, создают пляжи и фермы для разведения рыбы.
В составе металлического понтона различают следующие узлы:
- поплавки и платформы, выполненные из металла;
- системы крепления пальцев для швартовки;
- свайные замки;
- фендерсы;
- другие аксессуары.
Купить можно понтон, изготовленный согласно типовому проекту или заказать по индивидуальному заданию клиента.
Типовые проекты предусматривают понтоны, имеющие размеры 12 х 2,4 х 0,75 метра (масса 3,780 тонны), 10 х 2,4 х 0,75 метра (масса 3,350 тонны), 8 х 2,4 х 0,75 метра (масса 2,940 тонны) и 6 х 2,4 х 0,75 метра (масса 2,620 тонны).
Сравнивая с такими плавсредствами, изготовленными из пластика можно отметить, то такие понтоны неустойчивы и непрочны. Бетонные такие устройства отсутствует возможности быстрого демонтажа, а также затруднительно обслуживание зимой.
Понтон из металла имеет постоянную высоту, на которую не влияет уровень воды (в случае установки их на опорах). В сегодняшних понтонах используются такие защитные покрытия, которые устойчивы к процессам коррозии.
Компания «ПСК «Ладога», созданная 26 декабря 2006 года, наладила разработку и производство судоремонтной техники, судового и промышленного оборудования, в том числе и понтонов. Преимуществами компании, входящей в число ведущих предприятий северо-западного региона России, является такой фактор, как наличие своего конструкторского бюро, производственных мощностей, групп по монтажу и обслуживанию судового оборудования, а также и промышленного. Так как сотрудники компании участвуют на всех этапах работ по разработке и выпуску продукции, включая типовые и заказные понтоны, то качество работ высокое, а сроки и стоимость продукции и услуг оптимальны.
«ПСК «Ладога» имеет в своем ассортименте выпускаемой продукции и ряд всевозможных понтонов. Компания изготавливает понтоны и по техническим требованиям заказчика.
Кроме понтонов, компания «ПСК «Ладога» занимается монтажом и ремонтом корпусных конструкций, всевозможных трубопроводов, оперативным судоремонтом (порт-сервис). Также специалисты предприятия оперативно и качественно отремонтируют судовые механизмы. Компания выпускает аварийно-спасательное оборудование, шлюпбалки, используемые для шлюпок и плотов. Выпускаются ООО и устройства для обслуживания вертолетных площадок, ангаров. Механизмы транспортировки вертолетов также входят в номенклатуру выпускаемой компанией оборудования. Компания ООО «ПСК «Ладога» приглашает заинтересованные организации к сотрудничеству. Заполните форму обратной связи или позвоните, и мы постараемся как можно быстрее связаться с уважаемым заказчиком и оперативно решить все вопросы.
Понтоны представляют собой разновидность металлоконструкций – это цельнометаллические резервуары, спроектированные так, чтобы иметь большой запас плавучести в воде. И практика применения подтверждает их большую универсальность. Модульное решение на базе понтонов оказывается привлекательным в самых разных ситуациях: чтобы с них работала строительная техника, выполнялись погрузочно-разгрузочные работы, располагались плавучие объекты. Из понтонов легко сооружаются мосты и даже суда модульной компоновки. Это эффективное средство ограничения акватории, бюджетная альтернатива лодкам для охоты и рыбалки. Есть плавучие бани и острова.
Для эксплуатации с существенной нагрузкой не всегда оптимальны именно металлические понтоны – пластиковые тоже неплохо зарекомендовали себя. Обычно делаются они из полиэтилена высокого качества, причем не только в угловатых формах, но и в виде труб. Оба варианта пластиковых сооружений не имеют ограничения по срокам службы, их легко собирать и демонтировать.
Дизайн понтонных систем предусматривает широкий выбор для любых нужд. Понтоны можно оснащать двигателями, делая самоходные и грузовые суда. Есть разновидности для отдыха на воде, для туризма и прогулок – с эхолотом и ходовыми/габаритными огнями, с мягкой мебелью. Моторы на них ставят относительно маломощные, поэтому скорость невелика, но перевозка получается бюджетной. Эксплуатировать такие суда можно на реках и озерах, водохранилищах – есть ограничения по удалению от берега и высоте волн.
Уже давно известен способ строительства: вместо трудоемких работ по возведению достаточно прочного основания для крана или экскаватора, можно привезти понтоны и собрать из них платформу. Такие плавучие платформы для строительной техники очень выгодны для работ на большой площади – их можно дешево и быстро перемещать, а после окончания работ не надо раскапывать насыпь или дамбу – платформу разбирают и понтоны увозят.
Да, одним из важных условий сравнительной дешевизны применения понтонов как плавучей базы является глубина. На месте все сооружение держится благодаря якорям, как настоящий корабль. Модульная компоновка позволяет увеличивать плавучесть для размещения более тяжелой техники – или обходиться меньшим числом понтонов, если их достаточно. И собирать, и разбирать платформу можно оперативно.
Соединяются понтоны между собой при помощи специально разработанной крепежной системы. Чаще всего конструкция представляет собой конструктор, где крепеж либо адаптирован к типовым понтонам, либо все сразу проектируется как единый комплекс. Доставлять на место сборки и увозить оттуда все части по завершении работ можно разными видами транспорта: по воде, на грузовиках, по рельсам.
В зависимости от предполагаемых климатических условий эксплуатации понтонных платформ, уже на этапе проектирования модулей приходится учитывать риски. Например, каждый отдельный модуль и вся конструкция должны выдерживать давление льда зимой, если платформа вмерзнет в лед и его масса начнет давить с разных сторон на корпус. Причем натяжные и крепежные устройства тоже делаются с расчетом на дополнительную нагрузку.
Важный момент: чтобы платформа сохраняла остойчивость, чаще всего работа техники на ней не предполагает значительного изменения статической нагрузки. Например, когда стоящий на плавучем основании агрегат забивает в дно сваи, при каждом ударе молота платформа испытывает переменную нагрузку, но ее среднее значение практически не меняется, поэтому плавучести конструкции хватает для длительной непрерывной работы. Так можно месяцами забивать сотни и даже тысячи свай.
А вот если с платформы работает экскаватор или кран, то плавучесть приходится обеспечивать с запасом – в расчете на дополнительную нагрузку от поднятых предметов. И располагаются перемещаемые грузы по умолчанию не на самой платформе, а на иных транспортных средствах – например, на соседней грузовой платформе, тоже собранной из понтонов. Так можно обеспечить производительность единственной рабочей платформы регулярной заменой серии транспортных судов: одно под загрузкой, остальные в пути туда или обратно, одно на разгрузке – и цикл повторяется.
Кто сказал, что мост должен быть стационарным? Такие сооружения строить долго и дорого, а вот собрать переправу из понтонов можно за считанные дни, а то и часы. И защищать ее от паводка, ледохода, селя, землетрясения и других катаклизмов не надо: при опасности понтоны просто отцепляют и подтягивают к берегу, если надо – вытаскивают из воды полностью и отвозят куда угодно. Мосты на базе понтонов могут служить годами без больших затрат на обслуживание и ремонт.
Так исторически сложилось, что самые большие и грузоподъемные мосты из понтонов сооружают военные. На вооружении многих армий мира уже давно стоят понтонно-мостовые парки, что наглядно подтверждает высокую эффективность применения понтонов в качестве переправы. Если надо, практически любую реку можно за считанные часы перегородить цепочкой понтонов – получится наплавной мост.
Плотность транспортного потока по такой переправе напрямую зависит от веса машин: чем тяжелее – тем больше дистанция, чтобы нехватку плавучести одного понтона частично восполняли соседние. В результате, можно проехать с одного берега на другой не замочив колес (или гусениц). Надо понимать, что большой запас плавучести – это лишние расходы и габариты понтонов, заметно увеличивающие стоимость переправы и сложности с доставкой самых крупных частей сооружения (самих понтонов).
У типового понтонного моста обязательно есть расчетная грузоподъемность, обычно в пределах 20-170 тонн. Самые легкие сооружения собираются из речных звеньев, а тяжелые часто являются комбинированными – там речные и береговые звенья. Собственно, понтоны являются нижней частью конструкции, а сверху располагается проезжая часть. Соединяется вся цепочка на шарнирах, по стыкам снизу.
Стоит учитывать, что из тех же понтонов можно и мост собрать, и несколько паромов, и причалы, и посадочные площадки – по обстоятельствам. Кстати, понтонные аэродромы хороши тем, что их длина и ширина практически не имеют ограничений – хватило бы понтонов. А если разобрать мост на звенья и оснастить их подвесными моторами, получится целая флотилия мини-кораблей.
Как правило, чем больше грузоподъемность наплавного моста – тем меньше его предельная длина, зато ширина больше. Но это если сравнивать типовые конструкции из стандартных звеньев, а под заказ можно изготовить и другие понтоны. Аналогично и по паромам. Надо сказать, что уже при проектировании всегда закладывается востребованная универсальность: чтобы одни и те же понтоны на переправе могли использоваться и как мост, и как несколько паромов. Если для наведения моста нет подходящих условий, а переправа нужна срочно – можно начать с паромов, а позже соединить их в мост. И наоборот, по сезону или в результате влияния стихии.
Давняя проблема портового хозяйства: углубление дна возле причалов, чтобы принимать для обслуживания крупные корабли. Развитие судостроения идет уже много лет именно в сторону увеличения тоннажа, поэтому причалы на базе понтонов – выгодная альтернатива стационарным. Перемещать по ним можно широкий спектр грузов, кроме разве что самых тяжелых.
Можно сказать, это единственный способ быстро сделать яхт-клуб на новом месте: построить причалы, пирсы и даже офис со складом на воде. Если понадобится переехать на другой участок берега, модульные конструкции быстро разбираются и собираются, а оснащенные моторами понтоны могут добраться и своим ходом. Так можно обустроить даже сравнительно небольшую гавань или иное водное пространство: озеро, гребной канал, пляж, места отдыха и развлечений, берег моря. Плавучие причалы годятся не только для яхт и других маломерных судов, но и для разных новинок индустрии развлечений, вроде гидроциклов. И классические гребные лодки – не исключение.
Относительно большой запас плавучести делает такие причалы очень универсальными: например, они востребованы у профильных предприятий для сооружения разборных садков, где разводят рыбу и прочую водную живность. Причал, обходящийся без массивного фундамента и легко перемещаемый на другое место – отличная возможность организовать временный мост или переход при затоплении. А если надо, такой мост может быть и постоянным. Морская вода понтонам мало вредит – алюминиевые коррозии не боятся, а пластиковые обладают завидной химической устойчивостью. Т.е. долговечность сооружений из понтонов во многом определяется свойствами материалов исполнения.
Часто понтонные причалы комбинируются с плавучими кафе, искусственными островами, площадками для проведения досуга и спортивных мероприятий. Особняком стоят трубные поплавки – они могут иметь большой диапазон диаметров и длины, разную конфигурацию, но все-таки до универсальности модулей трубам далеко.
Дорогостоящего обслуживания понтонным конструкциям не требуется – как правило, достаточно профилактических осмотров и мелкого ремонта. Все зависит от климатических особенностей эксплуатации. По умолчанию каждый модуль имеет автономную защиту от яркого солнца, мороза, морской воды и кислот, льда. На поверхность понтонов мало что налипает, поэтому уход за ними минимальный.
Многолетняя практика подтверждает, что береговые сооружения и суда из понтонов безопасны для экологии – а пользуются ими в Европе и Америке уже почти 40 лет. Кстати, не только в теплых краях, но и у скандинавов понтоны – не редкость. К примеру, в сезон можно вывести в море плавучий причал для аквабайков, а перед штормами его разбирать и выносить на берег. Популярны плавучие танцполы и мобильные кафе, причем понтоны там выполняют функцию и основной платформы, и ограждения, и моста к ней.
Не секрет, что для безопасности на корабле изначально проектируют сразу несколько систем защиты. В т.ч. на случай внешних пробоин: в корпусе предусмотрены переборки. Понтоны – те же переборки, только в собственных корпусах. Мореходные качества у них хуже, зато модульные суда из понтонов можно быстро уменьшать или наращивать под решение конкретных задач. И ремонтировать намного легче.
Для того чтобы судно целиком состояло из одного понтона, он должен быть достаточно большим. И все равно так делаются лишь маломерные суда. А для большого тоннажа есть модульные конструкции – они собираются из типовых понтонов и могут иметь солидный перечень опций, основных и дополнительных. В самоходной версии чаще всего ставятся два подвесных мотора.
Как правило, самые скромные габариты у прогулочных судов из понтонов, а у грузовых – наоборот. Причина проста: вес, который надо перемещать. На прогулочном судне это лишь туристы и мебель плюс помост – общий вес в разы меньше, чем нагрузка рабочих судов. Как и у вышеупомянутых платформ, у грузовых и рабочих модульных судов чаще всего функции разделены: так проще обеспечивать безопасность и производительность работ.
С самоходными судами хлопот больше – надо управлять движением и обслуживать моторы. Зато не нужны буксиры. Понтоны менее громоздкие, чем корабли сравнимого тоннажа, но их намного проще и дешевле перевозить, поэтому применение тех или других часто объясняется именно финансовыми причинами, с учетом перспективы. Как срочно надо транспортировать грузы в конкретном месте, долго ли, в каких объемах? Если недолго и не очень много, но срочно – понтонам нет равных, но когда речь идет о более-менее стабильных перевозках миллионами тон в год – выгоднее купить настоящие корабли.
И хотя срок эксплуатации хорошего понтона составляет от 15 лет, финансовые результаты во многом определяются условиями и обстоятельствами. Да, они способны выдержать удары и даже остаться на плаву при пробоине, но каждый ремонт понтона – это простои модульного судна и затраты владельца.
Модульное судно или нет, но для работы экипажа должны быть созданы нормальные условия. Для этого применяют каркас и настил, если понтоны трубные. А модульные сооружения сами себе служат каркасом. К обледенению устойчивы и те, и другие, а вот с настила снег придется убирать. Жесткость конструкции можно и повысить почти как у цельных судов, и заметно ослабить, если надо – обычно эти свойства определяются на этапе выбора способа соединения понтонов.
Важный момент: определять требуемую грузоподъемность судна из понтонов должен изготовитель, а не заказчик. Чтобы ради экономии не пренебречь безопасностью. Это условный параметр, его рассчитывают с поправками на точность размещения груза, распределение веса, жесткость соединений и т.д. И чем больше модулей – тем сложнее расчеты по всей конструкции. Если опыта эксплуатации таких судов у заказчика нет, лучше при выборе ориентироваться на рекомендации изготовителя по назначению и функционалу судов, а не на стоимость. Т.е. сначала определять технически подходящие для конкретных нужд варианты, а потом выбирать из них устраивающий по цене.
Владеть таким судном может и организация, и частное лицо. В обоих случаях покупатель получает на руки весь пакет документов, в т.ч. договор поставки, сертификаты, паспорта качества.
Люди уже много лет живут в домах на воде там, где купить участок земли слишком дорого или строить опасно. На понтонах можно разместить объекты для бытовых и производственных нужд, коммерческие и общественные заведения. Часто платформы для плавучих объектов на базе понтонов оказываются выгодной альтернативой стационарным сооружениям – можно сэкономить на фундаменте и при необходимости отбуксировать всю конструкцию (либо разобрать и перевезти по частям) на новое место.
Из временных сооружений такого типа широко известен пример с сезонными заграждениями зон отдыха. Из понтонов можно соорудить и плавучий остров, причем необязательно симметричной формы. Если сверху планируется поместить здание, то чаще всего покупается понтонная система с верхней площадкой, а уже на ней строится коробка или ставится краном готовая. Такой дом по умолчанию будет намного легче сухопутного, но замерзнуть в нем не дадут солидно утепленные стены. Можно заранее сказать, что основной проблемой для владельца станут инженерные сети: электро-, водо-, газо-, теплоснабжение и канализация. Практически все это придется делать более-менее автономным и регулярно обслуживать. Понтонам не повредит перепад температур и контакт с бытовой химией, но в грамотно построенном плавучем доме утечки практически исключены.
Дом может быть и не для постоянного проживания. Например, если человек владеет участком за городом на берегу водоема, а охранять имущество там проблематично, есть проверенный способ создать комфортные условия для отдыха летом и полностью гарантировать безопасность: плавучая дача. К примеру, если это река и по руслу можно отбуксировать понтоны на зимнюю стоянку, то летом дача приплывает к своему берегу и владелец там проводит отпуск со всевозможным комфортом. А на зиму судно буксируется в ближайший порт на стоянку или вообще разбирается на модули и увозится домой (в гараж или ангар). Никакого риска вандализма и воровства: когда владельца на месте нет, дачи на участке тоже нет.
Отдельная тема – баня на понтонах. Чтобы построить ее на земле, надо оформить разрешительные документы и подвести коммуникации, а на воде хлопоты совсем другие: не как построить, а где содержать. Для обогрева по умолчанию используется печка-каменка, для освещения ставится аккумулятор или с берега протягивается кабель, а использованную воду можно слить отдельно или отфильтровать и повторно использовать.
Плавучим может быть и офис. Это даже символично: представительство организации, профильно занимающейся судоходством, само на воде. Другой пример: развернута стройка на берегу водоема в городе, на земле поблизости разместить штаб строительства негде – но можно заякорить судно и сделать к нему небольшой причал. И все из модулей: закончили строить – демонтировали плавучий офис и увезли.
Для контроля акватории востребованы плавучие объекты службы охраны – нечто вроде каптерки на воде с небольшим причалом. А для производственных нужд используются грузовые плоты: необязательно буксировать груз, когда можно закольцевать трос и поставить лебедку (или две, когда дистанция слишком большая).
Не надо бояться, что однажды ночью модуль из понтонов развалится и дом утонет, а хозяева проснутся уже под водой: крепежная система оснащается специальными замками, они сами по себе не раскрываются. Уровень над водой держится неизменно, конструкция платформ позволяет эксплуатировать их даже в океане – и волны не мешают. И модернизировать можно как отдельные модули, так и все сооружение целиком.
Отдельного упоминания заслуживает удобство модулей для обслуживания и ремонта. Даже если с платформой что-нибудь случится, цельную пришлось бы менять полностью, а в модульной демонтируются только поврежденные части. Кроме типовых, доступны индивидуальные проекты. Ставить понтоны можно не только на якорях, но и на сваях, на опорах с регулировкой.
И напоследок о материалах исполнения. Чаще всего сооружения из понтонов являются комбинированными: металл плюс пластик, стеклопластик и металл, др. Есть и полностью металлические: стальные с защитой от коррозии, алюминиевые. Часто понтоны внутри не полые, а с гигроскопичным заполнителем (к примеру, пенополистиролом), что серьезно повышает безопасность эксплуатации в сложных условиях. И как правило, стоимость всей конструкции не определяется кратно цене одного понтона, но чем их больше в платформе – тем ближе получится смета к этой цифре.